Андрей РОМАШКО о новациях в жилищном законодательстве

Андрей РОМАШКО о новациях в жилищном законодательстве0В январе начали вступать в силу изменения законодательства по вопросам управления жилищным фондом, которые предусмотрены Законом от 29 декабря 2023 года № 330-З «Об изменении законов по вопросам управления жилищным фондом и его эксплуатации». Эти меры обусловлены необходимостью совершенствования порядка управления общим имуществом совместного домовладения, обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности жилых домов, их надлежащего содержания. О главных новациях жилищного законодательства во время круглого стола рассказал БЕЛТА заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Андрей РОМАШКО.

 

Изменения вызваны необходимостью

По словам Андрея РОМАШКО, жилищное законодательство в области частной собственности на жилье претерпевает постоянные изменения с 1998 года, от момента принятия закона о совместном домовладении. «Изначально законодательно были предусмотрены управляющие компании, потом товарищества собственников. Наряду с ними немного были пересмотрены подходы к управлению общим имуществом. Законодательство в этой сфере постоянно меняется и постоянно нащупываются болевые моменты и зоны, где есть необходимость дополнительного регулирования», — отметил он.

Что касается изменений, которые опубликованы и частично вступили в силу в январе текущего года, то они направлены на регулирование отдельных вопросов во взаимоотношениях в первую очередь между потребителями услуг, товариществами собственников и местными исполнительными и распорядительными органами. По словам Андрея РОМАШКО, все эти вопросы были выделены благодаря практике, обращениям граждан, анализу ситуации на местах. Любое действие в рамках законодательства вызвано определенной необходимостью, которая исходит в первую очередь от участников процесса. Как показала практика, дополнительное регулирование требуется.

 

Усиление роли исполкомов

Касаясь роли местных органов по контролю и координации деятельности ТС, замминистра обратился к изменениям Жилищного кодекса. «Если проанализировать законодательные изменения Жилищного кодекса в последнее время, то можно проследить, что изначально был механизм назначения уполномоченного лица. Потом в дополнение к этому механизму законодательством было предусмотрено проведение исполкомами общего собрания, на котором выбирается или освобождается от должности председатель. Все эти механизмы усложняют деятельность исполкомов и не всегда приводят к хорошему результату, поскольку созвать общее собрание очень тяжело. Поэтому на сегодняшний день механизм воздействия местных исполнительных и распорядительных органов предусматривает возможность влиять на процесс освобождения от должности председателя», — объяснил представитель МЖКХ.

Еще по теме:  День охраны труда прошел в Гомельской области

Исполкомы сегодня могут рассмотреть вопрос о лишении председателя свидетельства о прохождении аттестации. Такое решение может быть принято в случае, если в товариществе собственников происходят нарушения, а законные требования исполкомов не исполняются. После лишения председателя свидетельства, он не может занимать эту должность.

«Решение исполкома принимается коллегиально в случае неоднократного нарушения законодательства или невыполнения требований исполкома устранить эти нарушения. Готовится проект решения, и, если он поддерживается большинством членов исполкома, решение принимается. Это не говорит о том, что аттестат прекращает свое действие сразу же. На основании этого решения материалы направляются в ГЦ «Жилком», который выдает эти аттестаты, и уже эта организация по решению правительства может отозвать свидетельство об аттестации, — пояснил Андрей РОМАШКО. — Председатель освобождается от должности без решения общего собрания и назначается уполномоченное лицо, которое организует предоставление основных жилищно-коммунальных услуг. Как правило, это коммунальное унитарное предприятие. У граждан остается право выбрать себе нового председателя в течение трех месяцев».

 

Исполкомы сегодня могут рассмотреть вопрос о лишении председателя свидетельства о прохождении аттестации. Такое решение может быть принято в случае, если в товариществе собственников происходят нарушения, а законные требования исполкомов не исполняются. После лишения председателя свидетельства, он не может занимать эту должность.

 

Заместитель министра подчеркнул: нельзя говорить о том, что назначение уполномоченного лица — это перелом в деятельности совместного домовладения. «Уполномоченное лицо как раз призвано в первую очередь организовать или продолжить содержание и эксплуатацию этого жилого дома, а также обеспечить потребителей жилищно-коммунальными услугами, чтобы в переходный период не остановилось водоснабжение, вдруг не потекла кровля и так далее», — отметил он.

Кроме того, на основании выявленных нарушений в части финансово-хозяйственной деятельности, прежде всего нецелевого использования средств на капитальный ремонт, предусматривается норма, которая предписывает отчисление средств на капремонт на счета местных исполнительных и распорядительных органов. «До января действовало право отчислять и хранить эти средства на своих счетах. Теперь же из-за инфляции, необходимости целевого использования средств и их недостатка для капитального ремонта было принято решение, что деньги будут перечисляться на счет местных исполкомов и расходоваться в рамках государственных программ. Все многоквартирные жилые дома, которые отчисляют средства на проведение капремонта, будут участвовать в программах капитального ремонта в том числе. То есть будут исключены случаи, когда при реальной необходимости ремонта окажется, что средств на него не отчислялись», — отметил замминистра.

Еще по теме:  Мы в социальных сетях

 

За какие нарушения председателя ТС могут лишить свидетельства об аттестации

Местные исполнительные и распорядительные органы в соответствии с законодательством наделены полномочиями и компетенцией по проверке финансово-хозяйственной деятельности, в том числе товариществ собственников. В ходе выполнения этих мониторингов и проверок они и устанавливают нарушения.

«Они могут быть различны. От технической эксплуатации, например нарушения технических норм по содержанию, эксплуатации, ремонту, обслуживанию, до финансовых при ведении финансово-хозяйственной деятельности. Есть ряд нормативных правовых актов, в рамках которых действует ТС, и нарушение предписания этих актов является основанием для выдачи местным исполнительным и распорядительным органом предписания об устранении, если это нарушение возможно устранить. Как правило, сразу выдается предписание об устранении, и если товарищество собственников спустя определенное время не устраняет эти нарушения, появляется повторность, тогда исполкомы вынуждены прибегнуть к крайней мере», — рассказал Андрей РОМАШКО.

Мониторинги и проверки могут быть как плановыми, так и в связи с коллективными обращениями, собравшими более 30 подписей. «Время покажет, насколько часто будут необходимы эти действия», — сказал замминистра.

Андрей РОМАШКО о новациях в жилищном законодательстве1

Упрощенная ликвидация и «один председатель — одно ТС»

Также законодательные изменения направлены на регулирование блока вопросов по упрощенной ликвидации товариществ собственников. «Если мы посмотрим на структуру ТС и ЖСПК, то их в Беларуси порядка 10,5 тыс. Из них пятая часть по каким-либо причинам не осуществляет свою деятельность, то есть там отсутствуют органы управления, не ведется хозяйственная работа. Эти образования созданы на бумаге и естественным образом вымерли, поэтому появилась необходимость принятия решений по их упрощенной ликвидации», — пояснил заместитель министра.

Также в числе изменений — норма о том, что товарищество собственников должно создаваться на базе одного многоквартирного жилого дома. «ТС — это способ управления общим имуществом, а общее имущество возникает в одном объекте, в совместном домовладении и конкретном жилом доме. Поскольку у нас действует упрощенный порядок регистрации, то в одно время было создано много товариществ собственников, которые включали в себя несколько многоквартирных жилых домов. В этом особой проблемы мы не видим, в частности, когда эти дома находятся на сопряженных территориях и когда есть общее имущество в виде каких-то коммуникаций, дворовых территорий, оборудования. Здесь можно рассматривать взаимоотношения собственников и участников совместного домовладения в рамках этого образования. Но есть случаи, когда товарищество собственников включает дома, различные по проектным решениям, конфигурации, которые расположены в разных районах. Это просто искажение действительности — какие общее собрание, имущество и решения там могут быть? Никакие. Поэтому появилась норма о ликвидации таких товариществ», — подчеркнул Андрей РОМАШКО.

Еще по теме:  Отключение горячей воды в Могилеве в мае 2021 года

Самым дискуссионным вопросом в рамках принятия законодательных изменений стало решение «один председатель — одно товарищество собственников». По словам Андрея РОМАШКО, специалисты провели много заседаний рабочих групп, выслушали ряд мнений общественности и бизнес-сообщества. «В итоге законодатель принял решение остановиться на этой норме. На сегодня более 800 председателей правления занимают должности в чуть более 3 тыс. товариществах и ЖСПК. То есть освободятся около 2,5 тыс. должностей. Но это случится не сегодня и не завтра. Да, норма вступила в силу, когда был опубликован данный закон, но вместе с тем там содержится положение о переходном периоде, согласно которому председатели работают в товариществах до момента истечения трудовых договоров», — пояснил заместитель министра.

БЕЛТА

Фото Андрей ГОЛУБА

Источник: gkx.by

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x