Создание условий для обеспечения нормальной жизнедеятельности граждан, повышения качества оказания услуг потребителям является первоочередной задачей местных исполнительных и распорядительных органов; все проблемы и трудности населения должны разрешаться в первую очередь непосредственно на местах — об этом говорится в Указе Президента Республики Беларусь от 13 июня 2023 г. № 172 «Об изменении Директивы Президента Республики Беларусь».
Таким образом, Директива Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения» изложена в новой редакции.
В целом документ посвящен созданию и поддержанию эффективной системы работы с населением.
Отмечается, что в работе государственных органов и организаций превалирует такой принцип взаимодействия с гражданами, как «одно окно», благодаря которому исключаются многократные посещения госорганов, а также минимизируются предоставляемые сведения для осуществления административных процедур, приоритет отдается законным интересам граждан и юридических лиц.
Указывается также на дальнейшее развитие информационного взаимодействия на платформе общегосударственной автоматизированной информационной системы, внедрение государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц, позволяющей осуществлять централизованный учет, хранение электронных и письменных обращений и ответов (уведомлений) на них, а также контроль за рассмотрением обращений.
Справка.
Напомним, что в прошлом году были внесены изменения в Закон Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» от 18 июля 2011 г. № 300-З, главное из которых касается порядка подачи электронных обращений. Теперь госорганы и госорганизации не обязаны принимать электронные обращения через почту или специальную форму на сайте. Единственный источник подачи электронных обращений, на которые гражданин обязательно получит ответ, — единая республиканская информационная система учета и обработки обращений граждан и юридических лиц. Для того, чтобы оставить свое обращение, нужно зайти на сайт обращения.бел, пройти идентификацию, затем в личном кабинете написать текст обращения, нажать кнопку «отправить» и ждать ответа, который придет сюда же, в личный кабинет. Однако данный формат работы не касается индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, не являющихся госорганизациями, — они в системе обращения.бел не работают и продолжают принимать электронные обращения по электронной почте.
В измененной Директиве Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 также отмечается, что государственным органам на всех уровнях государственного управления необходимо уделять максимальное внимание повышению результативности работы с гражданами и представителями юридических лиц, качества обеспечения жизнедеятельности населения, в том числе эффективной реализации поступающих инициатив по различным вопросам жизнеобеспечения. Дебюрократизация должна носить всеобщий, тотальный характер, проникать во все без исключения аспекты жизни общества, затрагивать деятельность всех государственных структур.
Для достижения этих целей предлагается максимально задействовать цифровые информационные платформы, предоставляющие возможности для того, чтобы административные процедуры стали максимально простыми, не обременяющими ни граждан, ни субъектов хозяйствования. Поэтому предлагается направить усилия на перевод административных процедур, в первую очередь наиболее востребованных среди населения, в электронную форму.
Одним из основных критериев оценки деятельности государственных органов, согласно Директиве, является качество работы с населением. В документе делается акцент на исключении формализма при работе с гражданами, неукоснительном соблюдении требований законодательства, недопущении его произвольного толкования, внимательном, ответственном и доброжелательном отношении работников к гражданам и представителям юридических лиц.
Руководителями госорганов будет продолжена практика проведения прямых телефонных линий и выездных личных приемов, организации общественных приемных, пресс-конференций по актуальным для населения вопросам. Будут максимально использоваться интернет-сервисы (видеохостинги) для ведения прямых трансляций, создаваться диалоговые площадки, вестись официальные аккаунты в популярных соцсетях и горячие линии по вопросам справочно-консультационного характера и др.
Так, пунктом 1.2. установлен график личного приема граждан руководителями (их заместителями) республиканских органов государственного управления, председателями облисполкомов, Минского горисполкома и их заместителями, управляющими делами: личный прием еженедельно с 08.00 до 13.00 или с 15.00 до 20.00. При этом не реже одного раза в месяц личный прием должен заканчиваться не ранее 20.00; прямые телефонные линии вторую субботу каждого месяца с 09.00 до 12.00; выездные личные приемы не реже одного раза в квартал.
Руководителям рай-, горисполкомов, местных администраций районов в городах и (или) их заместителям, управляющими делами осуществление обратной связи с гражданами проводить по графику: личный прием каждую среду с 08.00 до 13.00 или с 15.00 до 20.00. При этом не реже одного раза в месяц личный прием должен заканчиваться не ранее 20.00; прямые телефонные линии каждую субботу с 09.00 до 12.00; выездные личные приемы не реже одного раза в квартал.
Руководителям поселковых и сельских исполкомов и их заместителям, управляющими делами проводить личный прием каждую среду с 08.00 до 13.00 или с 15.00 до 20.00. При этом не реже одного раза в месяц личный прием должен заканчиваться не ранее 20.00.
Начальникам структурных подразделений республиканских органов государственного управления по решению руководителей этих органов проводить прямые телефонные линии по вопросам, входящим в их компетенцию, либо по заранее планируемой теме каждую субботу с 09.00 до 12.00, за исключением второй субботы месяца. При необходимости, обусловленной в том числе значительным количеством обращений, личный прием и прямые телефонные линии могут проводиться чаще и более продолжительное время.
Среди прочих рекомендаций предписывается максимально использовать электронный документооборот, принять меры по обеспечению доступа к интернету населения, проживающего в сельской местности, совершенствовать порядок использования программного комплекса «Одно окно» в деятельности местных исполнительных и распорядительных органов; следить за актуальностью информации, содержащийся на интернет-сайтах государственных органов и подчиненных им организаций и др.
Портал коммунальной грамотности
Источник: gkx.by