Минск считается одним из самых чистых европейских городов. И немалая заслуга в этом принадлежит организациям, занимающимся сбором и вывозом отходов, в том числе и УП «Спецкоммунавтотранс».
Однако в последнее время обостряется проблема с вывозом отходов, нехваткой площадок для сбора крупногабаритного мусора, которая не ограничивается каким-либо конкретным регионом.
Директор предприятия Анатолий ЖАВРИД соглашается: действительно трудности есть.
— Часто наши водители сталкиваются с мини-свалками на контейнерных площадках, в то время как сами контейнеры остаются полупустыми или заполнены строительным мусором. Технические возможности контейнеровоза не позволяют поднять такой бак. При этом все недовольство жильцов в конечном счете сводится к работе водителя. Но это не его обязанность, хотя приходится в таких ситуациях исправлять последствия чужого безобразия, — рассказывает о сложностях, с которыми сталкиваются работники «Спецкоммунавтотранса» Анатолий Владимирович. — Еще одна проблема связана с возрастающим количеством безответственных автовладельцев, которые оставляют свои машины прямо возле контейнерных площадок не только на ночь, но и на несколько дней. И приходится водителю нарушать график: не забрав груз в первый раз из-за неправильно припаркованных автомобилей, он возвращается повторно. Ведь мусор оставаться во дворе не может, так как мы несем ответственность за своевременность вывоза ТКО.
В ГО «Минское городское жилищное хозяйство» также считают, что в большинстве случаев нарушения по обращению с твердыми коммунальными отходами, которые адресуются коммунальникам, связаны с несоблюдением жильцами правил парковки транспортных средств на придомовых территориях. Еще одна причина — выброс жильцами строительного мусора, остающегося после перепланировки или ремонта квартир (его граждане должны вывозить по отдельным договорам, заключенным со специализированными организациями на платной основе).
СПРАВОЧНО
Согласно действующему ТКП 17.11-08-2020 (33040/33140) «Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Правила обращения с коммунальными отходами», строительные отходы не включаются в среднегодовой норматив образования коммунальных отходов на одного человека, согласно которому гражданами производится оплата за услугу «Обращение с ТКО». В связи с чем данные отходы нельзя оставлять на контейнерных площадках и площадках для сбора крупногабаритных отходов.
Надо отметить, что «Спецкоммунавтотранс» постоянно ведет работу по совершенствованию услуги по вывозу отходов жизнедеятельности человека. Сегодня на балансе предприятия 100 мусоровозов, из них 39 — с механизмом боковой загрузки. Кроме того, в 2024 году было закуплено 12 мусоровозов с задней загрузкой, из них 10 – за счет бюджета Мингорисполкома, два – Оператором вторичных материальных ресурсов. За собственные средства перевозчик переоборудовал два автомобиля с боковой загрузкой на мусоровозы с задним типом загрузки.
В ближайшие три года организации, занимающиеся сбором и вывозом отходов в Минске, планируют закупить 114 мусоровозов с задней загрузкой.
Расписание на завтра
Очевидно, что только пополнением автопарка спецтехникой проблемы в системе обращения с ТКО не решить, — здесь нужен комплекс мер. Первоочередные задачи — поэтапный вывод из эксплуатации, т. е. консервация стволов мусоропроводов в многоквартирной жилой застройке, модернизация существующих заводов по сортировке ТКО и ВМР, создание объектов по переработке вторсырья и захоронению неперерабатываемых отходов. Назрела необходимость пересмотра тарифной политики, особенно в части дифференциации стоимости услуги по обращению с ТКО для домов, где есть мусоропровод и где он заварен. Болезненным остается и вопрос нехватки кадров, особенно водителей. Больше стоит уделять внимания информационной работе с населением по вопросам обращения с ТКО и ВМР.
Собственно, все эти задачи прописаны в Плане мероприятий по повышению эффективности системы обращения с ТКО и ВМР в Минске на 2024–2028 годы, утвержденном Мингорисполкомом. В этом году в многоквартирном жилфонде, обслуживаемом КУП ЖКХ районов Минска, заменено 2472 контейнера для сбора отходов, из них: для сбора ТКО — 1896 штук, для сбора ВМР — 576 штук.
СПРАВОЧНО
В Октябрьском, Московском, Фрунзенском, Первомайском и Партизанском районах Минска полностью заменили металлические контейнеры старого образца объемом 0,75 м³ на пластиковые евроконтейнеры объемом 1,1 м³. До конца года планируется завершить работы в Советском и Центральном районах, установить одну тысячу контейнеров для сбора отходов.
Претерпит изменения в столице и подход к установке модульных контейнерных площадок закрытого типа (МКСО). Прежде всего это коснется придомовых территорий многоквартирных домов, где жильцы дали согласие на консервацию стволов мусоропроводов и где существующие площадки находятся в ненадлежащем техническом состоянии и их ремонт нецелесообразен.
Современные МКСО представляют собой крытую, огражденную с четырех сторон конструкцию, устанавливаемую на железобетонную плиту. В легком строении имеются калитки с замком и окошками, через которые можно выбрасывать мусор. Таким образом, контейнеры будут защищены от внешних воздействий, соответственно, прослужат дольше, а также повысится качество собранных вторичных материальных ресурсов, в частности макулатуры. Важно отметить, что места сбора отходов обустраивают в шаговой доступности для населения с учетом сложившейся застройки, зеленых насаждений, расположения детских игровых площадок, наличия подземных коммуникаций и др. К слову, МКСО — цельная объемная конструкция, оборудованная специальными грузоподъемными петлями, что позволяет устанавливать ее в местах, где проходят подземные коммуникации. В случае проведения на сетях ремонтных работ объект можно оперативно перемещать с места на место.
Алло, вы нам звонили…
Для оперативного реагирования на внештатные ситуации организациями, занимающимися сбором и вывозом мусора, созданы группы в вайбере, в которые включены специалисты городского ЖКХ и районных ЖЭУ, городского объединения. Только в октябре 2024 года благодаря сообщениям, поступившим в мессенджер, оперативно устранено более 500 замечаний по организации сбора и вывоза коммунальных отходов.
По фактам нарушений правил остановки и стоянки транспортных средств, препятствующих проезду спецтехники для сбора и вывоза коммунальных отходов, направляются сообщения в телеграм-канал «Милиция Минска» для принятия мер по обеспечению свободных подъездных путей. Так, организациями, занимающимися сбором и вывозом мусора, в этом году было направлено более 250 сообщений о нарушениях гражданами правил парковки транспортных средств на придомовых территориях, препятствующих проезду коммунальной спецтехники.
Для удобства жителей столицы в УП «Спецкоммунавтотранс» создали единый короткий номер телефона для заказа услуги на договорной основе по вывозу крупногабаритных, строительных и растительных отходов, а также для консультаций по вывозу коммунальных отходов.
СПРАВОЧНО
Для абонентов МТС, А1, Life:
— 7136 (понедельник — пятница с 8:00 до 17:00, обеденный перерыв с 13:00 до 14:00) — короткий номер УП «Спецкоммунавтотранс» для жителей Заводского, Ленинского, Партизанского, Первомайского, Советского и Центрального районов;
— 7567 (понедельник — пятница с 8:00 до 16:40, обеденный перерыв с 13:00 до 13:40) — короткий номер СООО «РЕМОНДИС Минск» для жителей Московского, Октябрьского и Фрунзенского районов.
Услугами по указанным номерам могут воспользоваться также жители индивидуальной жилой застройки.
Ирина МАРУСИНА
Фото автора