Аварии на водопроводе нет-нет да и случаются. Один из последних таких случаев произошел 24 января в Фаниполе — городе-спутнике Минска. Изношенность сетей, проектные отключения, ремонтные работы, долги — причины, по которым могут прекратить водоснабжение, бывают разные. В большинстве случаев при отключении воды граждан обязаны предупредить об этом. Однако есть исключения.
Права потребителей в ситуации с отключением воды (и других ЖКУ) регулируются законом «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг».
Предприятие водопроводно-канализационного хозяйства имеет право прекратить полностью или частично подачу воды без предварительного уведомления граждан в следующих случаях:
– если собственник не пускает представителя водоканала к контрольным колодцам для отбора проб сточных вод;
– если прекращено энергоснабжение водохозяйственных сооружений и устройств организации ВКХ;
– если возникла авария, чрезвычайная ситуация природного и техногенного характера на водохозяйственных сооружениях и устройствах;
– если появилась необходимости увеличения подачи питьевой воды к местам возникновения пожара для его ликвидации. (Правила пользования централизованными системами водоснабжения, водоотведения в населенных пунктах, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2016 г. № 788.)
Перерывы в оказании жилищно-коммунальных услуг допускаются, например, в связи с плановыми ремонтными и профилактическими работами в соответствии с графиками местных исполнительных и распорядительных органов, ремонтными и профилактическими работами по заявкам потребителей, авариями, задолженностью потребителей по оплате и др.
В иных случаях об отключении услуг потребителей нужно предупреждать. Например, законодательством допускается приостановление оказания коммунальной услуги по требованию собственника жилья, если такое приостановление технически возможно и не нарушает прав иных потребителей, на основании актов законодательства или договора об оказании таких услуг.
Эксплуатирующие организации также могут проводить запланированный ремонт на водопроводе. Если это планируемый перерыв (профилактические или ремонтные работы), то жителей обязаны предупредить за три дня до начала работ. Если речь идет об отключении горячей воды или отопления, то за два дня.
Предупредить граждан должна обслуживающая организация (ЖКХ, товарищество собственников, ЖСПК), разместив объявление на доске информирования, интернет-портале или в газете с указанием причины и продолжительности перерыва.
По данным официального портала УП «Минскводоканал», согласно СH 4.01.01-2019 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» расчетное время ликвидации аварии на трубопроводах систем водоснабжения первой категории (населенные пункты с количеством жителей более 50 000 чел.) может быть различным и зависит от материала и диаметра труб, особенностей трассы трубопроводов, условий прокладки труб, наличия дорог, транспортных средств и др.
Диаметр труб, мм | Расчетное время ликвидации инцидента на трубопроводах, час, при глубине заложения труб, м До 2 м | Расчетное время ликвидации инцидента на трубопроводах, час, при глубине заложения труб, м Более 2 м |
До 400 | 8 | 12 |
Свыше 400 до 1000 | 12 | 18 |
Свыше 1000 | 18 | 24 |
Исходя из таблицы, устранение аварии на водопроводе может занять от 8 часов до одних суток. При этом для систем водоснабжения II и III категории (населенные пункты с количеством жителей от 5000 до 50 000 чел. и менее 5000 чел. соответственно) расчетное время ликвидации аварии может быть увеличено в 1,25 и в 1,5 раза. А при необходимости дезинфекции трубопроводов после ликвидации аварии расчетное время увеличат еще на 12 часов.
В подобных ситуациях местные органы власти должны организовать доставку питьевой воды, расфасованной в емкости, или питьевой воды в цистернах (Закон Республики Беларусь от 24.06.1999 г. № 271-З «О питьевом водоснабжении»).
Портал коммунальной грамотности
Фото gh19.by
Источник: gkx.by