Законом Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам управления жилищным фондом и его эксплуатации» предусмотрена аттестация организаций застройщиков и товариществ собственников, осуществляющих обслуживание общего имущества совместного домовладения собственными силами. Об особенностях этой административной процедуры, о том, какие для нее нужны документы, подробно рассказали на пресс-конференции, посвященной данной теме.
Заместитель начальника управления жилищного хозяйства Министерства жилищно-коммунального хозяйства Надежда СЕВРУК отметила, что в стране насчитывается более 10 тыс. организаций собственников, которые включают около 11,5 тыс. жилых домов. Из них около 45 % осуществляют эксплуатацию общего имущества собственными силами, то есть с помощью штата работников или привлеченных на договорных основаниях физических лиц.
Техническое обслуживание — это основная жилищно-коммунальная услуга, которая должна предоставляться в соответствии с утвержденным перечнем и периодичностью работ вне зависимости от способа управления. Другими словами, все без исключения потребители имеют право на качественное и своевременное обслуживание. А гарантировать соответствие требованиям можно только при определенном уровне профессионализма, подтвержденного соответствующими документами.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 октября 2024 г. № 778 «Об аттестации организаций застройщиков, товариществ собственников» установлена соответствующая административная процедура. Документом утвержден уполномоченный орган, осуществляющий аттестацию, — учреждение образования «Государственный учебный центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров «Жилком». Там же установлены основные критерии, приводится перечень документов.
В пункте 3 подчеркивается, что «аттестация проводится в целях установления возможности оказания организацией собственников услуги по техническому обслуживанию жилого дома, соответствующей обязательным для соблюдения техническим нормативным правовым актам, устанавливающим требования к качеству такой услуги, иным актам законодательства».
Директор государственного учебного центра «Жилком» Екатерина ГОРБАЧЕВА рассказала, что на сайте организации в разделе «Аттестация юридически лиц» размещена подробная инструкция о порядке предоставления документов и регламенте, в соответствии с которым с которым они готовятся. В их числе — заявление о получении аттестата соответствия, копия приложения к технологической карте, копия штатного расписания, сведения о работниках и физических лицах, выполняющих работы по договору подряда, а также сведения о наличии основных средств. Кроме того, потребуются сведения о внесении платы и договор на оказание услуг.
Документы принимаются каждый день в режиме работы уполномоченного органа. Работа с заинтересованными лицами может осуществляться онлайн, необходимые консультации проводятся по телефонам.
Начальник научно-технического центра по методологии и нормативам РУП «Институт «Белжилпроект» Евгения КОНОВОД подробно остановилась на подготовке копии приложения к технологической карте на техническое обслуживание конструктивных элементов и инженерных систем жилого дома.
Постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 20 мая 2013 г. № 12 установлен перечень работ по техническому обслуживанию и периодичность их выполнения. Технологическая карта определяет общие подходы в оказании данной услуги и является единым отраслевым документом. В ней также перечислены рекомендуемые к применению материалы, нормы их расхода, содержится раздел по охране труда и формы первичных документов.
Приложения к технологической карте предназначены для определения трудоемкости работ, а также для расчета нормативной численности рабочих по комплексному обслуживанию и ремонту зданий и сооружений. Они разрабатываются и утверждаются РУП «Институт «Белжилпроект» в соответствии с приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 28.04.2021 № 33.
Обо всем, что касается разработки и утверждения приложения, можно узнать на сайте института.
Если дом построен по индивидуальному проекту или его принадлежность к массовой типовой серии не определена, то организация застройщиков или товарищество собственников заключает с институтом договор или доставляет в институт заполненную инвентаризационную ведомость. Форма ведомости размещена на сайте. На основании отраженных в ведомости данных, в которых собраны все фактические характеристики по дому, разрабатывается приложение и отправляется заказчику. Копия этого документа передается в уполномоченный орган.
Возможна и другая ситуация. В 2015 г. Министерством жилищно-коммунального хозяйства были утверждены приложения на массовые типовые строительные серии. И если в техническом паспорте дома и акте ввода в эксплуатацию она указана и на нее разработано и утверждено типовое приложение, то его можно приобрести в РУП «Институт «Белжилпроект».
Далее организация застройщиков или товарищество собственников вправе самостоятельно произвести расчет нормативной численности рабочих по комплексному обслуживанию и ремонту зданий и сооружений. Этот расчет также согласовывается в институте. Уже готовое приложение с копией согласованного расчета направляются в уполномоченный орган.
Рабочий по комплексному обслуживанию должен соответствовать определенным квалификационным требованиям. Это профессия универсальная и подразумевает выполнение целого ряда обязанностей: слесаря-сантехника, электромонтера, каменщика, кровельщика, плотника, столяра, штукатура. Но организация вправе вместо одного человека нанять штат отдельных специалистов. Важно все это обосновать в расчетах нормативной численности и подкрепить соответствующими документами.
Заместитель генерального директора по идеологической работе ГО «Минское городское жилищное хозяйство» Ольга ДРАПЕЙ сообщила, что в Минске примерно 420 организаций собственников намерены заявиться на получение аттестата соответствия, а около 1700 оказывают услугу по содержанию общего имущества путем заключения договоров с государственными предприятиями ЖКХ и частными компаниями. В то же время председатели ТС часто обращаются в государственное объединение за методологической помощью.
Дом — это технически сложное сооружение, за которым нужно смотреть круглосуточно, а не выполнять какие-то виды работ от случая к случаю. Потребитель должен получать качественную услугу по техническому обслуживанию, и именно аттестация поможет выяснить, может ли организация оказывать ее в соответствии с требованиями, установленными нормативно-техническими правовыми актами.
Более подробные разъяснения о процедуре аттестации читайте в интервью с директором Государственного учебного центра «Жилком» Екатериной ГОРБАЧЕВОЙ на Портале коммунальной грамотности в ближайшие дни.
Виктор КИСЛЫЙ Фото автора