При обсуждении проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам управления жилищным фондом и его эксплуатации» много дискуссий вызвало положение об аккумулировании денежных средств, отчисляемых плательщиками на капитальный ремонт жилого дома. После вступления документа в силу собранные товариществами собственников взносы будут поступать только на специальные счета исполкомов. В связи с этим у многих читателей Портала коммунальной грамотности и даже у некоторых представителей СМИ возникло ложное убеждение, что раньше ТС и ЖСПК вообще не собирали средств.
Конечно же, собирали, только эти деньги оставались на отдельных счетах и имели целевое назначение, то есть могли использоваться исключительно для проведения капремонта. Напомним, что основные жилищно-коммунальные услуги оказываются в обязательном порядке и в обязательном порядке должны оплачиваться потребителями. Просто в этом случае схема финансовых отношений между обслуживающими организациями и собственниками жилья несколько отличается, и это вполне объяснимо.Если с водой, теплом, уборкой мест общего пользования и другими услугами все просто и при осуществлении расчета по факту их оказания, то в отношении капитального ремонта прямолинейная схема «оказали — рассчитайся» работать не будет из-за целого ряда факторов, главным из которых является фактор времени. В нормативных правовых актах дается исчерпывающая формулировка: «Капитальный ремонт зданий проводится с целью восстановления основных физико-технических, эстетических и потребительских качеств зданий, утраченных в процессе эксплуатации». Но когда эти свойства утрачиваются? Принято считать, что через 25-30 лет, хотя на самом деле состояние дома оценивается специальной комиссией в ходе весенних и осенних осмотров. В любом случае речь идет не об одном десятке лет. А когда подходит час «Х», масштаб предстоящих работ требует таких средств, которые не под силу выплатить единовременно даже самым состоятельным собственникам. Поэтому и понадобилась система ежемесячных отчислений на капремонт, действующая в нашей стране с 1999 г. Это позволяет финансировать уже реализуемые проекты и одновременно сохранить деньги от обесценивания.
Такой подход можно сравнить с формированием пенсионного фонда. Занятые сегодня в экономике граждане обеспечивают выплаты пособий тем, кто уже вышел на заслуженный отдых. И сами могут рассчитывать на такую же уверенность в будущем.
Взносы на капитальный ремонт не случайно часто сравнивают со страхованием. Один дом может утратить эксплуатационные качества через 15 лет, другой — через 20, а третий и тридцатилетним будет выглядеть как новый. Но каждому из них должно быть гарантировано право своевременной санации в случае необходимости. Тем более что речь идет не просто о бытовом комфорте, а о безопасности проживающих в здании граждан.
Поэтому на практике случались разные эпизоды. Часто средства использовались не по назначению, а иногда и вовсе бесследно исчезали со счетов. А за 20 лет может смениться не один председатель правления, и ситуация получится патовая. Собственники исправно платили взносы, а когда подошел срок капремонта, они вдруг не могут на него рассчитывать либо вынуждены заново собирать деньги, чтобы внести свою долю вкупе с бюджетом.
И еще один важный момент: собранных за счет отчислений граждан средств в любом случае не хватит на проведение всего комплекса работ, и более 50% их стоимости финансируется из бюджета. Например, в Орше и Оршанском районе в 2022 г. введено после капремонта 106 тыс. м2 жилья. При этом общая сумма отчислений граждан составила 5 млн 613 тыс. руб., а бюджетных средств — 12 млн 785 тыс. руб.
У ТС и ЖСПК была возможность аккумулировать взносы на отдельном счете и использовать их конкретно для нужд своего строения. На первый взгляд, схема ничем не отличается, но в ней есть существенные минусы. Поскольку деньги целевые и не могут использоваться на иные нужды, они лежат фактически мертвым грузом, то есть обесцениваются. Но это еще полбеды. В конце концов, обновлять конструктивные элементы можно постепенно, по мере накопления средств: на первом этапе отремонтировать кровлю, на втором — фасад, на третьем — инженерные системы и так далее. Но в том-то и дело, что подобный подход возможен при профессиональном управлении. А когда председатель и члены правления избираются общим собранием жильцов, никто не даст гарантии, что данные должности займут профессионалы, ответственно относящиеся к своим обязанностям. То есть в этом случае все зависит от пресловутого человеческого фактора.
Поэтому на практике случались разные эпизоды. Часто средства использовались не по назначению, а иногда и вовсе бесследно исчезали со счетов. А за 20 лет может смениться не один председатель правления, и ситуация получится патовая. Собственники исправно платили взносы, а когда подошел срок капремонта, они вдруг не могут на него рассчитывать либо вынуждены заново собирать деньги, чтобы внести свою долю вкупе с бюджетом.
И поскольку речь идет не только о комфорте, но и о безопасности, ответственность за которую берет на себя государство, то именно государство и должно определить правила, одинаковые для всех без исключения.
Так что с принятием проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам управления жилищным фондом и его эксплуатации» для потребителей, оплачивающих услугу капитального ремонта, ничего не меняется, в каких бы домах они ни проживали и кто бы ни занимался управлением общим имуществом. А вот аккумулирование этих средств на специальных счетах исполкомов ставит всех в равные условия и означает гарантию этого равенства на годы вперед.
Виктор КИСЛЫЙ
Фото из архива портала
Источник: gkx.by