Что такое «мусорное искусство»?

Скульптура из металлоломаТрэш-арт (от англ. trash – мусор) — это направление в искусстве, связанное с использованием мусора в качестве материала для произведения. Сегодня оно приобрело наибольшую актуальность и является одним из распространенных способов творческой «борьбы» с загрязнением окружающей среды. Направление стало настолько популярным, что в каждой стране найдутся хотя бы один известный и уж тем более малоизвестные творческие личности, доказывающие, что мусор может быть высокохудожественным.

Впервые этот термин был использован в 1961 году английским критиком Лоуренсом Аллоуэем для описания городского искусства, использующего найденные объекты или механический мусор, из которых впоследствии создавались картины, скульптуры, коллажи и проч. Однако еще в 1918 г. немец Курт ШВИТТЕРС из Ганновера начал экспериментировать в области абстрактного искусства, наклеивая на поверхность обертки от папирос, обрывки билетов и другие клочки бумаги с текстом, заменявшие обычные краски. Так что его можно назвать основателем данного стиля, хотя в те времена подобного рода демонстрация в обществе считалась скандальной.

Так работа дадаиста Марселя ДЮШАНА, выставившего в качестве арт-объекта на всеобщее обозрение керамический писсуар, в далеком 1917 году рассорила членов Общества независимых художников. К ним на выставку он так и не попал, однако это досадное недоразумение не помешало творению ДЮШАНА спустя век получить звание величайшего произведения своей эпохи.

tresh artПервые эксперименты в области трэш-арта Курта ШВИТТЕРСА

Шокировавший публику арт-объект Марселя ДЮШАНАШокировавший публику арт-объект Марселя ДЮШАНА

Среди ярких представителей треш-арта — марсельский художник Сезар БАЛЬДАЧЧИНИ, создающий скульптуры из деталей автомобилей, русский художник Илья КАБАКОВ, еще в 80-е годы прошлого века представивший на одной из выставок работу «Веревки» (нанизанный на 16 веревках мелкий мусор с несвязными надписями на нем — некий «языковой мусор»), немецкий акционист Ха ШУЛЬТ с его известным арт-проектом The Trash People («Мусорные люди»), стартовавшем в 1996 году. Тогда художник выстроил шеренгами на площади в немецком городе Ксантен тысячу полноразмерных воинов, сконструированных из жестяных банок, выброшенных компьютеров, автомобильных деталей и другого мусора. А затем стал путешествовать со своей армией по миру: устанавливал ее в Париже, Барселоне, Риме, Нью-Йорке, Москве и даже на Великой Китайской сцене, около египетских пирамид Гизы и на льдах Антарктиды. Последняя масштабная акция проходила в 2019 году в итальянском городе Матера: человечки постепенно появлялись в разных частях монастыря Святого Августина, а потом собирались вместе. По словам художника, «Мусорные люди» — это отражения нас самих. Мы производим мусор, часто относимся друг к другу как к мусору и скоро утонем в мусоре, если не остановим перепотребление и не изменим свое отношение к ресурсам.

Еще по теме:  Как перевести в собственность контейнерное помещение неиспользуемого мусоропровода?

Подвеска по мотивам работ Сезара БАЛЬДАЧЧИНИ и компрессия из вилокПодвеска по мотивам работ Сезара БАЛЬДАЧЧИНИ и компрессия из вилок

Фрагмент инсталляции «Объекты его жизни» Ильи и Эмилии Кабаковых (2005) в Главном штабе. Фото: Даша СавельеваФрагмент инсталляции «Объекты его жизни» Ильи и Эмилии Кабаковых (2005) в Главном штабе. Фото: Даша Савельева

Ха ШУЛЬТ. The Trash People («Мусорные люди»)Ха ШУЛЬТ. The Trash People («Мусорные люди»)

Современный канадский фотограф Бенджамин фон ВОНГ, известный сюрреалистическими снимками, тоже нередко затрагивает экологическую повестку. Чтобы привлечь внимание к проблеме загрязнения океана, в 2016 году он организовал большой фотопроект «Русалки ненавидят пластик». Вместе с командой добровольцев ВОНГ соорудил «море» из 10 тысяч пластиковых бутылок — именно столько, по его подсчетам, использует за всю жизнь среднестатистический американец. И снял прекрасных девушек-русалок, гибнущих в этом пластиковом океане. Он намеренно сделал фотографии завораживающими и вирусными. Так мастер хотел наглядно показать, к чему может привести бездумное одноразовое использование пластика, который разлагается от 100 до 500 лет, и побудить каждого делать маленькие шаги в сторону изменений: стараться не покупать пластиковые бутылки и ходить за покупками с тканевой сумкой.

Бенджамин фон ВОНГ. Фрагмент из фотопроекта «Русалки ненавидят пластик»Бенджамин фон ВОНГ. Фрагмент из фотопроекта «Русалки ненавидят пластик»

Анималистка из Южной Дакоты Джон ЛОПЕС создает уникальные скульптуры в натуральную величину из металлолома на западно-американскую тематику. Старая списанная сельхозтехника в ее руках преображается в фигуры культовых существ из американского Дикого Запада, например, в бизона, ковбоя на коне или пашущую в поле лошадь.

Уроженка Японии Саяку ГАНЦ дает новую жизнь пластиковым ложкам и кухонной утвари, старым проводам и прочему мусору, который обычный человек не заметит, а настоящий художник вдохнет в него жизнь.

Уникальные скульптуры в натуральную величину из металлолома Джон ЛОПЕСУникальные скульптуры в натуральную величину из металлолома Джон ЛОПЕС

Скульптуры из пластиковой кухонной утвари Саяку ГАНЦСкульптуры из пластиковой кухонной утвари Саяку ГАНЦ

Десять лет назад в Калужской области России появился музей мусора «МУМУ». Это большое арт-пространство на тысяче квадратных метров, где собраны технически сложные работы разных мастеров. Например, пышный настенный букет из серебряных столовых приборов (работа англичанки Энн КЭРРИНГТОН), портрет Стива ДЖОБСА из старых электронных плат и микросхем (художница Алина БЕЛОУСОВА), часы, обрамленные нежным овалом из неузнаваемо преображенных пластиковых вилок (работа Наталии ДАНИНОЙ), огромный медведь, у которого бурая шерсть — это мягкая лапша из резиновых покрышек и др.

Еще по теме:  Давайте жить дружно

Портрет Стива ДЖОБСА из старых электронных плат и микросхем (художница Алина БЕЛОУСОВА)Портрет Стива ДЖОБСА из старых электронных плат и микросхем (художница Алина БЕЛОУСОВА)

Хотя, конечно, не все воспринимают трэш-арт как подлинное искусство. Возможно, в том числе и потому, что некоторые художники доводят его до абсурда. Так, известен случай, когда работу одного из самых дорогих художников современности Дэмиена ХЕРСТА (все знают его скандальную инсталляцию с мертвыми мухами), выполненную из окурков и пивных жестянок, уборщица галереи в Италии по ошибке выбросила на помойку. Другая уборщица, в Бари, уничтожила веником композицию из мятых бумажек и печенья стоимостью 10 тысяч евро. Третья, в Дортмунде, неосторожно вытерла художественную грязь со старого таза (композиция «Когда начинает капать с потолка» Мартина КИППЕНБЕРГЕРА была застрахована на 800 тысяч евро).

Однако есть и те, кто покупает произведения в стиле треш-арт на аукционах за баснословные суммы. Как бы то ни было, равнодушных нет, а значит, есть повод задуматься, почему такое искусство будоражит и «триггерит» общество.

Наши журналы

Данный материал был опубликован в журнале «Зеленый контейнер», единственном в стране издании, целиком посвященном проблемам сбора и переработки отходов. Поддержите нашу работу, оформив подписку на журнал. Подписаться

Обзор подготовила Яна ЩУКА

Фото из сети Интернет

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x