Могут ли жильцы узнать код домофона в обслуживающей организации?

Depositphotos 32083823 SКак часто минчане обращаются в специализированные организации по поводу предоставления кодов домофонных систем и кому их выдают, выяснял корреспондент агентства «Минск-Новости».

Тему подсказала жительница дома № 43 на пр. Газеты «Звязда» Нелли Степановна. Она обратилась в редакцию с вопросом: обязана ли обслуживающая организация сообщить код жильцу, который не желает устанавливать домофонную трубку? По мнению читательницы, заветную комбинацию цифр должны знать все жители, а лучше нанести ее крупным шрифтом на наружную дверь.

Закрытый подъезд

Как сообщили в Минском городском жилищном хозяйстве, единого порядка предоставления кода доступа, утвержденного нормативным документом, не существует. Каждая организация по обслуживанию запорно-переговорных устройств (ЗПУ) рассматривает подобные обращения индивидуально с учетом интересов жильцов как участников совместного домовладения и в соответствии с законодательством в части оказания дополнительных жилищно-коммунальных услуг. Последние предоставляются по желанию собственника (нанимателя) квартиры на добровольной основе, заключается индивидуальный договор. Перечень работ по техобслуживанию ЗПУ утвержден постановлением правительства. Документ в открытом доступе, в частности размещен на сайтах профильных организаций и ЖКХ районов. Тарифы на услугу устанавливаются Указом Главы государства (в 2022 г. — 1,06 рубля на квартиру в месяц).

В 2000-х в столице была успешно реализована городская программа «Закрытый подъезд», предусматривающая установку металлических дверей и домофонных систем. Цель — безопасность, предотвращение проникновения посторонних, улучшение санитарной обстановки, минимизация случаев вандализма.

Заявление на стол

В доме № 43 на пр. Газеты «Звязда» (в нем один подъезд) за домофонное хозяйство отвечает компания «Строймир». Начальник управления технического обслуживания и ремонта ЗПУ этой организации Сергей Кулик констатирует: сегодня подъезды жилых домов в столице оснащены ЗПУ, с собственниками (нанимателями) жилых помещений заключены договоры на техническое обслуживание запорно-переговорных устройств. Есть, конечно, и квартиры без трубок, но таковых совсем мало. Обеспечение связи через трубку — это лишь одна из доступных опций домофонной системы. Более сложное и хлопотное в обслуживании — оборудование входной группы и мест общего пользования (вызывное устройство, электромагнит, кнопки набора и выхода, доводчик, блок питания, коммутатор и т. п.). Оно должно функционировать без сбоев в любых экстремальных условиях (мороз, снег, влажность, ветер, обработка антисептиками, вандализм). При этом у всех имеются ключи-таблетки, и заказать их можно в любом количестве.

— Зачем человеку, не имеющему трубку, знать код? — рассуждает С. Кулик. — Чтобы сообщить его прежде всего своим гостям — друзьям, родственникам. А то, что знает один человек, очень быстро становится известно многим. Как следствие, теряет смысл сама идея закрытого подъезда. И это уже проблема не конкретного жильца, а всех. Подобное решение собственники жилых помещений должны принять сообща, и тогда на основании коллективного заявления или протокола организация предоставит им цифровой код.

Pavel Rusak 1 of 24 kopiya

Консенсус — дело тонкое

Специалист привел интересный пример. В подъезде жильцы разделились на два лагеря: одни за то, чтобы узнать код, другие — против. Большинством голосов победили первые, написали заявление. Всем предоставили код. Но спустя пару недель из этого же подъезда приходит бумага, тоже с подписями большинства жильцов, с просьбой поменять код и новый никому не сообщать. То есть к меньшинству противников присоединились «колеблющиеся» из первой группы, и в итоге их число превысило 50-процентную планку. Видимо, были причины. Код поменяли. Пошли жалобы от оппонентов, уже оказавшихся в меньшинстве. Но в организации им показали последнее заявление: оно отменяет предыдущее, и это не противоречит законодательству.

— Основная задача обслуживающей организации в рамках действующих договоров — поддерживать домофонное оборудование в работоспособном состоянии. А уже определять порядок и способы прохода в свои подъезды должны сами собственники общего домовладения. Только таким способом достигается максимальная удовлетворенность потребителей, так как единогласного решения данного вопроса в многоквартирном подъезде добиться очень сложно, а зачастую невозможно. Также не стоит забывать, что для установки цифрового кода главный фактор — наличие технической возможности, — объясняют в компании.

Утечки и лазейки

Как бы ни засекречивали обслуживающие ЗПУ организации коды домофонов, не так и редки случаи, когда они становятся известны довольно широкому кругу людей — от школьника до пенсионера. Специалист называет несколько причин. «Утечка» может произойти до передачи домофонной системы на обслуживание специализированной компании, еще на стадии монтажа. Это касается новостроек или домов, в которых проводится капремонт и меняют ЗПУ. Завод-изготовитель изначально устанавливает код на конкретную модель. Эти сведения размещены на сайте производителя, любой может зайти и посмотреть. Либо привлеченный в качестве субподрядчика монтажник «забивает» другой код сугубо для своего удобства, чтобы свободно открывать дверь до завершения работ. И по доброте душевной сообщает его жильцу, или тот подсмотрит комбинацию цифр. А дальше включается сарафанное радио. Когда по результатам проводимых районными ЖКХ торгов определяется обслуживающая организация, то она ставит свои коды, но иногда может и упустить этот момент из виду. Как бы то ни было, в подавляющем большинстве подъездов коды жильцам неизвестны.

Кстати, распространенные в интернете советы, как вскрыть домофон, могут сработать только с системами, в которых сохранились заводские настройки, резюмирует С. Кулик.

Александр Филиппович, «Минск-Новости»

Фото носит иллюстративный характер, фото Depositphotos

Источник: gkx.by

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x