Время с ароматом кофе

IMG 8309Когда польский предприниматель Людвиг МЕТЦЕЛЬ называл рекламу двигателем торговли, он и предположить не мог, какую злую шутку сыграет с человечеством прогресс. Яркая привлекательная упаковка действительно стала неотъемлемым атрибутом продвижения товаров, но после использования она превращается в горы отходов, которые часто невозможно переработать. Можно ли завоевать рынок, отказавшись, вопреки известному тезису, от навязчивого пиара в пользу чистой экологии? На этот вопрос пытается ответить Алёна МАРКИНА, которая строит бизнес как раз на таких принципах.

— Алёна, экологические инициативы, как правило, обосновываются заботой об окружающей среде и не подразумевают получения прибыли. Могут ли подобные проекты существовать без благотворительных взносов, бюджетной поддержки или других видов помощи?

— Наверное, большее значение имеет не экономическая составляющая, а уровень общественного сознания, экологической грамотности. Трудно поверить в жизнеспособность идеи, если рядом не видишь единомышленников. Я давно интересовалась темой отходов и соблюдала правила раздельного сбора, но, когда пыталась реализовать какие-то свои планы, всегда находились пессимисты, убеждавшие: «Да кому это нужно?», «Что ты этим изменишь?» и др. Но однажды в инстаграме я наткнулась на анонс лекции активистки движения Zero Waste Беа ДЖОНСОН и решила сходить на это мероприятие. Оказалось, что свободных мест уже нет, и только в последний момент какая-то девушка отдала мне свой билет, поскольку сама не могла попасть на эту встречу. Степень ажиотажа убедила меня в том, что я не одинока в своих интересах. А когда Беа ДЖОНСОН не только рассказала на своем примере, как можно жить без отходов, но и наглядно продемонстрировала результат такого подхода (в баночке объемом около 300 мл поместилось все, что скопилось в ее семье за целый год), я поняла, что нет ничего невозможного. Нужно только начать, а единомышленники обязательно найдутся.

— Но начинать с нуля всегда трудно…

— Я по образованию искусствовед, и вместе со своим молодым человеком Сергеем СОРОКО занимаюсь реставрацией старой мебели. У нас есть своя мастерская, где мы выполняем различные заказы. Так что опыт возвращения ветхим вещам жизни уже был. Его ведь тоже можно пропагандировать, и как-то сама собой пришла мысль о кофейне. В таких заведениях всегда есть движение посетителей и благоприятная обстановка для общения. Всё нужно лишь направить в правильное русло. Изначально идея состояла в том, чтобы полностью отказаться от одноразовой посуды. Кроме того, уже на стадии ремонта мы поставили контейнеры для сбора банковских и дисконтных карт, зубных щеток, блистеров от медикаментов.

Еще по теме:  Как вести себя в застрявшем лифте

IMG 8255

IMG 8265

IMG 8295— Почему выбор был сделан в пользу именно этих отходов?

— Куда выбрасывать пластик, стекло и бумагу сегодня знают все. Создана соответствующая инфраструктура, проводится обширная информационная кампания. Эта тема все время на слуху. Но есть много вещей, которые трудно классифицировать даже специалистам. Куда, например, деть тюбик от зубной пасты, баночку от сапожного крема, упаковку от одноразовых бритвенных станков? А собирать имеет смысл тогда, когда знаешь, что со всем этим делать дальше.

Контейнер для зубных щеток у нас появился после того, как я познакомилась с одним из переработчиков и побывала на его производстве в Москве. Процесс довольно кропотливый. Щетки сначала сортируются по цвету, потом гильотиной отрубается ручка, достаются щетинки. Пластиковые составляющие измельчаются в дробилке, после чего полученная масса поступает в экструдер, и из полученной расплавленной пасты изготавливаются различные изделия: ручки, дверные номера, таблички для гостиничных номеров, шашки, обложки для блокнотов, воронки и многое другое. Когда видишь все это собственными глазами, хочется каким-то образом поучаствовать в процессе, внести свой вклад.

— Но Москва далеко. Как же принципы логистики и законы экономики?

— У нас есть договор с транспортной компанией. Раз в три месяца мы отправляем собранные отходы попутным рейсом. Это обходится в 200–300 руб. Хотя в данном случае вопрос не в деньгах. Нам удалось не только организовать сбор, но и показать масштабы проблемы, о которых мало кто догадывается. Казалось бы, блистер от лекарств — мелочь, не стоящая внимания. Но это если смотреть на нее с позиции одного человека. А если умножить на количество всех жителей? Установленный в кафе ящик иногда заполняется в течение двух дней. Пластиковые карточки несут пачками. И самое удивительное, что информация распространяется как бы сама собой — через друзей, родственников, соседей.

Еще по теме:  Сокровища без ценностей

Что касается какой-то материальной выгоды, то и ее можно найти. Да, люди пользуются контейнерами бесплатно, но уже по объему собираемых отходов можно судить о количестве посетителей кафе. Большинство сначала заходит, чтобы просто выбросить ненужную щетку или просроченную банковскую карту. Кто-то попутно выпивает чашечку кофе, заказывает пирожное. А потом посещения становятся постоянными.

IMG 8257

— То есть организацию сбора отходов можно считать своеобразным маркетинговым ходом?

— Это, скорее, повод для новых знакомств и поиска единомышленников. Ведь тот, кто откликнулся на инициативу и не поленился принести собранные мелочи, действительно неравнодушен к проблемам экологии. Он увидит много интересного для себя. Антураж в кафе создан соответствующий. Вся мебель, включая барную стойку и стеллажи, сделана или отреставрирована в собственной мастерской. Здесь можно приобрести эксклюзивные товары не только для себя, но и в качестве сувениров для друзей и знакомых. Ассортимент мы подбирали, отвечающий экологическим задачам. Например, металлическая трубочка для напитков прослужит очень долго, а для ее чистки имеется соответствующий ершик. Практически вечными являются и ухочистки из нержавейки. Это хорошая альтернатива ватным палочкам, массовое использование которых также становится проблемой для экологии. Многоразовые бутылки, походные стаканы, деревянные зубные щетки — мы пытаемся продвинуть на рынке товары, использование которых позволит сократить образование отходов. А многие вещи делаем в мебельной мастерской уже из собственных отходов производства. Из остатков тканей после изготовления заказов отшиваем декоративные подушки, резинки для волос, подарочные мешочки, а из остатков акрилового камня и дерева делаем мыльницы.

— Стеллажи с товарами совсем не похожи на торговую зону. Вы попытались сделать что-то вроде небольшого экологического музея?

— Прежде всего мы стремились создать домашнюю обстановку. Изначальный отказ от одноразовой посуды предполагает, что напитки здесь не продаются навынос. То есть даже случайного посетителя нужно чем-то заинтриговать, вызвать его интерес, и тема экологии в этом смысле подходит лучше всего. Еще один хороший повод задержаться — чтение. В одном из уголков зала мы оборудовали небольшую библиотеку. Сначала была идея организовать что-то вроде букккроссинга, но для этого нужен соответствующий обменный фонд и система какого-никакого контроля. Поэтому сделали проще: полка с книгами, удобные кресла, мягкий свет торшера. Постоянным клиентам очень нравится это место. Со временем мы надеемся собрать здесь больше экологической литературы. За чашкой кофе можно обсудить самые серьезные вопросы.

Еще по теме:  Изменения в работе с населением

IMG 8274

— Отказ от одноразовой посуды не сужает круг такого общения?

— Возможно, но в то же время он делает его более тесным и доверительным. Понятно, что в покупке напитков навынос есть свои удобства, хотя при определенных обстоятельствах и эту услугу можно было бы сохранить без использования одноразовой посуды. В Праге, например, реализована практика аренды стаканчиков. Клиент покупает кофе в одном кафе, а возвращает пустую посуду в другом, получая при этом залоговую стоимость. Чтобы такая схема работала, нужно, чтобы заведения заключили между собой соответствующий договор. Все очень просто: чем больше единомышленников, тем больше вариантов для продвижения идеи. Мы пробовали организовать что-то подобное в Минске, но, к сожалению, пока не нашли понимания у коллег.

— Дело в недостаточном уровне экологической сознательности?

— Мы не случайно наше кафе назвали «Тиден». В переводе с датского это означает «время». Время нужно для всего, в том числе и для понимания. И это не имеет никакого отношения к сознательности или экологической грамотности. В той же Праге, например, мои знакомые, переехавшие на постоянное место жительства, не могут найти, куда сдать блистеры или просроченные лекарства. А в Беларуси такие проекты не редкость уже даже для малых городов. Любое новое дело развивается по мере расширения круга единомышленников, осознания того факта, что вокруг тебя много людей, озабоченных теми же проблемами. Нужно просто начать что-то делать самому, и результат обязательно будет. И для этого тоже необходимо время.

IMG 8284IMG 8289IMG 8290

Антон БЫЧКОВ

Фото автора

Журнал “Зеленый контейнер”, №2, 2023.

Источник: gkx.by

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x